Техническое обслуживание спецтехники: общая информация, сроки и особенности

Обновлено -
Техническое обслуживание спецтехники: общая информация, сроки и особенности

Многолетняя бесперебойная служба спецтехники всех классов возможна только при выполнении двух условий: грамотная эксплуатация и регулярное проведение технического обслуживания (ТО). К сожалению, многие владельцы техники не придают значения ни одному из пунктов, что в конечном итоге оборачивается поломками, простоями и, в конце концов, серьезными материальными затратами. Однако затрат можно избежать, соблюдая требования по ТО. О том, что такое техническое обслуживание и какую роль оно играет, мы разберемся в этой статье.

Что такое техническое обслуживание спецтехники?

Любое техническое устройство, в том числе и спецтехника, во время работы испытывает различные нагрузки, оказывающие негативное влияние на детали, агрегаты и механизмы. В частности, все трущиеся детали подвержены фрикционному износу и деформациям, при этом смазочные материалы загрязняются продуктами износа (стружкой), а соединения постепенно теряют прочность, что также приводит к изменению рабочих зазоров и т.д.

Отдельную проблему составляет загрязнение и потеря качеств моторного масла – под действием высоких температур изменяется его вязкость, вследствие взаимодействия с картерными газами изменяется его химический состав, а из-за износа трущихся деталей в масле повышается концентрация абразивных материалов. Поэтому со временем масло становится абразивом, который приводит к интенсивному износу деталей цилиндро-поршневой группы, загрязнению масляных кагалов и т.д.

Таким образом, с течением времени трактор, экскаватор, погрузчик и любая другая техника теряет свои рабочие характеристики – повышается расход топлива и масла, снижается мощность силового агрегата, ухудшается работа гидросистемы и т.д. Но самое главное, износ и деформация деталей значительно повышает риск возникновения неисправностей различной сложности – от нарушения регулировок рабочих агрегатов, до полного их выхода из строя.

Предотвратить все указанные негативные последствия призвано регламентное техническое обслуживание техники. Под ТО понимается комплекс планово-предупредительных работ, направленных на поддержание технического устройства или машины в нормальном работоспособном состоянии, а также на продление ресурса и долговечности. При техническом обслуживании устраняются накопившиеся отклонения от нормы и мелкие неисправности, а главное – все негативные факторы, приводящие к износу и поломкам.

Отказ от ТО или несоблюдение сроков его проведения гарантированно приводит к самым негативным последствиям, вплоть до полной потери машины. Однако важную роль играет не столько сам факт проведения технического обслуживания, сколько его периодичность и своевременность. Достичь положительных результатов можно только при соблюдении установленных межсервисных интервалов и рекомендаций для каждого вида ТО.

Межсервисные интервалы и особенности ТО

Для тракторов, экскаваторов, грейдеров, погрузчиков и другой спецтехники интервалы между проведением ТО измеряются не в пробеге, как для автомобилей, а в моточасах (часах работы). В нашей стране традиционно используется трехномерная система ТО, в рамках которой регламентируются следующие межсервисные интервалы:

  • ЕТО (ежесменное техническое обслуживание) – выполняется каждую смену или каждые 10 моточасов
  • ТО-1 (техническое обслуживание №1) – выполняется каждые 60 моточасов
  • ТО-2 (техническое обслуживание №2) – выполняется каждые 240 моточасов
  • ТО-3 (техническое обслуживание №3) – выполняется каждые 960 моточасов
  • СТО (сезонное техническое обслуживание) – выполняется дважды в год при переходе от весенне-летнего периода эксплуатации к осенне-зимнему периоду и наоборот

На Западе номерные ТО проводятся с несколько иными интервалами:

  • ЕТО – каждые 10 моточасов
  • ТО-1 – каждые 50 или 100 моточасов
  • ТО-2 – каждые 250 или 500 моточасов
  • ТО-3 – каждые 1000 моточасов
  • ТО-4 – каждые 2000 моточасов
  • СТО – дважды в год

Также можно выделить два особых типа технического обслуживания спецтехники:

  • Обкатка новой машины – сюда входит подготовка к обкатке, техническое обслуживание в период обкатки (обычно замена масел и фильтров, подтяжка соединений), и завершение обкатки с переводом в нормальный режим эксплуатации
  • Подготовка техники к особым условиям эксплуатации (для болотистой местности, высокогорной местности, пустынь и других климатических условий, для эксплуатации при низких или повышенных температурах, на тяжелых почвах и т.д.)

Межсервисные интервалы и работы, входящие в каждое ТО, определяются производителем техники, официальными регламентами ТО и условиями эксплуатации конкретной машины. Указанные интервалы рекомендованы для спецтехники, работающей в нормальных условиях. При эксплуатации техники в тяжелых условиях (повышенная запыленность, значительные низкие или высокие температуры, высокие механические нагрузки, а также отсутствие возможности использовать качественное топливо и т.д.) межсервисные интервалы могут сокращаться в 1,5 – 2 раза.

Состав работ при каждом ТО прописан в инструкции по эксплуатации машины – данные рекомендации необходимо неукоснительно соблюдать. Однако важнейшую роль играет не только состав ТО, но также качество используемых компонентов и расходных материалов.

Роль запчастей и расходных материалов для ТО

При проведении технического обслуживания требуется применение различных запасных частей и расходных материалов:

  • Моторные и трансмиссионные масла
  • Масла для гидравлических систем
  • Фильтры масляные, топливные и воздушные
  • Уплотнительные элементы
  • Шланги и их крепеж
  • Различные детали подвески, ходовой части, прицепных устройств, рабочих органов, которые выработали ресурс и требуют замены

Также может требоваться применение специальных промывочных жидкостей и иных материалов, которые используются для проведения ТО.

Качество всех указанных материалов и запчастей оказывает определяющее влияние на качество выполнения технического обслуживания. Поэтому к их выбору и покупке следует подходить с максимальной ответственностью. Выбирая неоригинальные или контрафактные изделия, вы рискуете не только сократить ресурс машины, но также лишиться гарантии и потерять значительные средства на последующий ремонт. Следует использовать только ту продукцию, которая рекомендована производителем и обеспечит максимальное качество выполнения работ.

Все необходимые материалы, запасные части и инструменты высокого качества для ТО и ремонта спецтехники можно приобрести в компании «РОМАК». Здесь вы найдете все необходимое, получите гарантии качества и сможете оптимизировать бюджет. По вопросам о покупке компонентов обращайтесь по телефону 8 800 250 93 40 или (391) 209-58-59.